Дизайн
Психологические особенности восприятия композиции. Пространство в подводном пейзаже.
- Подробности
-
Родительская категория: Статьи
-
Просмотров: 50593
Акваскейп – это инструмент, звучащий в унисон с природой, но голосом своего автора.
Прежде чем начать говорить о психологических особенностях восприятия композиции пейзажа в аквариуме, я хотела бы обратить внимание на то, что для творческого человека, к коим акваскейперы себя, безусловно, относят, :) знание психологии восприятия ничуть не менее важно, чем знания по химии, биологии, ботанике, физике, технике и другим околоаквариумным (в хорошем смысле слова ;)) наукам.
Почему именно левая сторона пейзажа чаще всего является смысловым центром, откуда наш глаз начинает читать композицию, на чем он заостряет внимание, что такое феномен «фигура—фон», динамичный «поток», вес и направление элементов композиции, эффект рычага, оверлэппинг, перцептивные градиенты и как все это связано с композицией аквапейзажа.
В своем рассказе я буду опираться на работу немецкого искусствоведа и одного из родоначальников гештальд-психологии Рудольфа Арнхейма.
В самой первой главе своей ранней книги «Искусство и визуальное восприятие» он говорит: «...нас приучили полагаться больше на знания, чем на данные зрительного восприятия и приучили до такой степени, что требуются усилия детей или художников, чтобы заставить нас ясно представить себе то, что мы видим».
Я намерено не употребляю термин «дизайн аквариума», т.к. дизайн – это решение задач, а процесс создания и сам акваскейп…это немного другое, согласитесь? ;) Так что же такое акваскейп?
Это, по сути, настоящее творчество, мы создаем выразительный пейзаж–символ, пейзаж–образ, почти живописный, только вместо красок используем растения, песок и т.д. И если мы признаем в акваскейпе произведение искусства, то мы должны понимать, что выразительность такого произведения (как и любого другого) передается не столько физическими его качествами, сколько силами и эмоциями, которые возникают в нервной системе зрителя.
Можно считать, что выразительность, экспрессивность акваскейпа – это, в какой-то степени внушение, которое оказывает этот акваобъект. Об этом часто говорят люди, увлекшиеся акваскейпингом. В ходе своих интервью я каждый раз задавала вопрос: «опишите момент начала вашего увлечения». Ответ чаще всего звучал как «меня впечатлил этот удивительный аквариум!» Т.е. ответом на вопрос можно считать эмоцию. Эмоциональное восприятие, первое впечатление, внутренний интерес, сочетание новой подачи и старого опыта.
Этот фактор - эмоциональное содержание аквапейзажа, его интонация, - наверное, самый важный момент восприятия этого объекта. Ведь пейзажный аквариум, в конечном счете, - закодированная, записанная авторская эмоция, которая раскрывается, расшифровывается в момент восприятия его зрителем. Вопрос в том, КАК сочинить пейзаж, который Зритель воспримет согласно вашей идее.
Немного теории. Как утверждает гештальтпсихология, вначале мы «схватываем» весь объект целиком, т.е. его форму, пространственные расположение, фактуру и так далее.
Вверху картинки, иллюстрирующие этот процесс. Наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображение известного нам объекта.
Схватывание это - суть целостного восприятия, когда зритель воспринимает объект или изображение целиком и единовременно, основываясь на своем предыдущем опыте и часто на ходу домысливая недостающие детали. Схватывание - это постижение структуры, мгновенное разделение на отдельные гештальты.
Гештальт в переводе с немецкого – «образ» или «фигура».
Так вот, эффективность этого схватывания, а, в конечном счете, восприятия, пропорциональна легкости этого процесса, в художественной практике она имеет прямое отношение к читаемости композиции.
Смотрим и мыслим как художники. Как это?
Массы деревьев, заросли кустарника представляют собой довольно хаотичное зрелище. Но, например, стволы и ветви некоторых деревьев могут создавать определенные направления, за которые цепляется наш глаз, а целые деревья или кусты часто могут выступать в легко воспринимаемой форме конуса или шара.
Т.е. наш глаз может схватывать эти характерные формы. Но, повторяюсь, для обычного человека, т.е. для нехудожника в окружающем нас ландшафте существует многое, чего наши глаза просто не в состоянии быстро «схватить». Так почему именно живописные, те изображенные пейзажи имеют бОльшое воздействие на человека? Потому что для выражения той же истины, тех же земных элементов они предлагают четкую и удобную (я бы даже сказала удобоваримую) форму.
«Произведение искусства - это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием художника.», Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994.
Итак, взгляд художника и взгляд нехудожника имеют определенные различия. Художник смотрит на мир по-другому, он типизирует, избирает, упрощает и символизирует внешний мир посредством своего опыта и с помощью определенных изобразительных средств делает этот опыт легко воспринимаемым другими. Ключевое слово «легко».
Во время прогулки фотограф глядит на мир «глазами» своего фотоаппарата и реагирует только на то, что подходит для фотоснимка. Конечно, художник не всегда художник. В среде художников существует много баек и одна из них звучит так: однажды Матисса спросили, выглядят ли для него помидоры одинаковыми, когда он их ест и когда рисует. «Нет, - ответил он. - Когда я их ем, я их воспринимаю такими же, какими они кажутся всем людям на свете». Умение схватить «ощущение» помидора в изобразительной форме отличает реакцию художника от бесформенного созерцания, которое характерно для нехудожника, когда он реагирует на те же самые объекты.
Итак, возвращаемся к нашим баранам, пардон, акваскейпам ;). Чтобы глаз комфортно считал информацию, все разнообразие природных и не только объектов и элементов, т.е. камней, коряг, растений, рыб и т.д., которое есть в руках акваскейпера должно быть приведено в логичные, четкие и цельные формы. Композиция, которую он сочиняет, в первую очередь должна быть цельной.
Пример цельной, сбалансированной композиции.
Что есть цельная композиция? А есть четкий термин: «в этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях».
Пример несбалансированной композиции - правая часть не проработана.
Повторюсь, несбалансированная композиция выглядит случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы. В таких условиях мысль художника непонятна. Созданная им модель, ландшафт оказывается неопределенным и нельзя решить, к какому из возможных очертаний его можно отнеси. У зрителя создается впечатление, что процесс работы над пейзажем был неожиданно прерван где-то на половине пути. Возникает потребность в каких-то изменениях, а это становится помехой для восприятия работы.
Ну и возвращаясь к теме беседы - пространство в пейзаже - обратимся к непосредственно рассмотрению приемов, знание и использование которых позволить нам создать иллюзию большого объема и пространства в аквапейзаже и в тоже время удержать композицию и сделать ее выразительной и хорошо читаемой.
«Принцип подобия».
Этот закон утверждает, что «..чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то перцептивному качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе». Значит, рассматривая пейзаж, в который включены подобные элементы (например, разные по размеру камни именно одной фактуры, коряги похожего цвета, структуры, толщины, кочки мха и тд), наш глаз будет стремиться сравнить эти объекты и если они разнесены в пространстве, глаз будет двигаться от одного к другому, создавая, так называемый «поток», т.е. динамическое движение. Пример из живописи. Здесь и далее я буду приводить примеры живописных полотен и соответствующие акваскейпы.
На картине Ван Гога, изображающей его спальню, показаны два стула примерно одинакового цвета и формы и одинаково расположенные.
В этом случае различие в размере этих предметов, которое и создает эффект глубины, выступает более наглядно, чем в случае, когда два объекта различались бы и по форме, и по цвету, потому как (помним закон!) принцип подобия побуждает человека соотнести, сравнить их и обнаружить тем самым их различие. Результат в голове – если два одинаковых стула имеют разные размеры, значит - они разнесены в пространстве.
Еще один пример. В картине Жоржа Сера «Воскресенье в Гранд-Жатт» глаз может начать движение с самой большой фигуры и двигаться зигзагообразным путем по направлению к наименьшей.
Таким путем глаз наблюдателя проделывает путь от переднего плана картины к ее фону и в глубину. В этом примере подобия есть зрительный стимул для глаза. Итак, движение взгляда зрителя является важным с точки зрения композиции, управляя этим движением, мы можем создать и подчеркнуть пространство.
В работе на картинке внизу подобные камни-ступени, поднимаются от переднего края (фронтального стекла) вверх к открытому пространству, увлекают взгляд и создают объем в работе. Далее свет, словно издалека, из глубины пейзажа стекает вместе с мхом (этому также способствует и направление роста мха) вниз по этим же «ступеням», сообщая движение глазу. Результат – мы имеем, структурированное пространство и объем в работе.
Следующий момент, который позволит сбалансировать композицию, не разрушая созданное там пространство. Вес и направление определенного элемента в композиции.
Вес (имеется в виду визуальный, воображаемый) зависит от месторасположения изобразительного элемента. Элемент, находящийся в центре композиции, близко к нему либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий – диагоналей и осей симметрии.
Предмет в верхней части композиции тяжелее того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой. Так, при составлении композиции может оказаться полезным принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес композиционного элемента возрастает пропорционально его расстоянию от геометрического центра равновесия. Эффект рычага можно применить и в отношении третьего измерения - глубины. Другими словами, в пространстве аквариума чем дальше от фронтального стекла расположены предметы, тем больший визуальный вес они несут и, соответственно, слишком тяжелые элементы, акцентируемые светом или цветом, могут разрушить создаваемую иллюзию пространства. Объект, расположенный на некотором расстоянии от фронтально стекла, благодаря перспективе кажется относительно большим. В результате этого данный предмет может выглядеть более тяжелым, чем это допускает площадь им занимаемая. Примером может служить всем известная работа Т. Амано, где помещенный большой камень за заднем плане безусловно, уравновешивает композицию (вписывается в треугольник), но выглядит уместно и читается как далекая гора только благодяря тому, что не имеет объемного прочтения (выглядит плоским, размытым воздушной перспективой). Если бы камень имень сколы, выраженные тени на поверхности т.е. читался бы как объемный, он разрушил бы перспективу и идею пейзажа, так как стал бы слишком тяжелым для своего местаположения.
Пример такого разрушения есть в классической живописи. В картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве» фигура девушки, собирающей цветы, имеет значительно больший вес по сравнению с тремя большими фигурами, изображенными на переднем плане. В какой-то мере это впечатление возникает в силу того, что, будучи расположенной в отдалении, она выглядит в перспективе намного большей, чем позволяет пространство, занимаемое ею в картине.
Я позволила себе чуть поиздеваться над картиной и удалила девушку.
Конечно, я разрушила треугольную композицию и сделала пустым средний план, но…сами видите, на сколько та девочка там, т.е. на среднем плане, была большая.
Что касается цвета, то красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Это нужно учитывать, подбирая растения для переднего, среднего и заднего плана (красно-коричневые листья криптокорин или нимфей, например, будут более уместны на переднем плане, а использование даже чуть розоватого или оранжеватого неба может разрушить перспективу). Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь темного пространства должна быть чуть большей, чем площадь светлого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно бОльшей (пример внизу).
Далее, рассматривая уравновешенный и интересный, с точки зрения цвета или композиционного решения акваскейп, необходимо упомянуть так называемый «внутренний интерес». Внимание зрителя может быть привлечено к пространству пейзажа либо его содержанием, либо любопытным наполнением, либо другими особенностями.
Например, выразительным или сложным силуэтом.
Но прежде мне хотелось бы показать любопытный опыт, показывающий работу глаза, рассматривающего конкретного изображения.
Мы видим изображение головы Нефертити, а рядом путь, по которому двигался взгляд рассматривающего этот рисунок зрителя. Оказывается, что взгляд движется в основном по контуру предмета, чтобы лучше ощутить его объемную форму и соотношение с фоном. Но, кроме этого, наибольшее количество остановок и повторных возвращений наблюдается в тех местах рисунка, где больше всего тональных различий, градаций, так как эти градации несут основную информацию о форме и материале (фактуре) предмета.
Вывод: глаз привлекает изображение, которое имеет наибольшее количество тональных градаций. Соответственно, пейзаж, который обладает наиболее полным контрастом и\или интересным силуэтом будет более привлекательным для глаз.
Вы видите работы, занявшие высокие места на международных конкурсах. Первая – легко читаемый силуэт, качественные контрасты, много нюансных переходов, вторая и третья - работы, «цепляющие» своими интересными находками в плане цвета и силуэта).
Продолжаем рассматривать приемы стабилизации композиции с точки зрения психологии восприятия. Направление диагонали, идущей от левого нижнего угла в верхний правый, воспринимается как восходящее и набирающее высоту, направление же другой диагонали представляется нисходящим. Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне картины.
Опять вначале пример из классической живописи. Если фигуру монаха в картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» инверсировать и переставить с левой стороны направо, то она становится настолько тяжелой, что композиция опрокидывается.
Правая и левая стороны.
На самом деле, существует трудная, или так скажем, любопытная проблема в связи с асимметрией правого и левого. Небольшая цитата из Арнхейма: «Очевидно, эти явления имеют глубокие корни, которые простираются к самим основаниям природы наших чувств. Наиболее общее объяснение этого психологического явления дается лишь эмпирически. «Прочтение» картины слева направо — это привычка, перенесенная по аналогии с чтения книги. Данное явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором, если только человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры — речи, чтения и письма. Это доминирование в равной степени относится и к левому визуальному центру, т.е. более активно нами осознаются зрительно воспринимаемые данные, которые идут из правого визуального поля. Вид справа является более отчетливым и весомым, поэтому именно в данной области происходит восприятие наиболее выделяющихся из окружающей среды предметов. Начинаем мы читать композицию слева, а потом наш глаз спонтанно передвигается от места, впервые привлекшего наше внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия (к правой части).
Так же как пространство вокруг геометрического центра аквариума, пространство вокруг субъективного центра слева обладает большим весом (помним, что правая сторона у нас изначально более тяжелая). Именно поэтому тяжелый камень, расположенный слева, не нарушает равновесия композиции в целом.
Как только камень начинает двигаться вправо, по отношению к обоим центрам вступает в силу «эффект рычага». Объект становится тяжелым и это, следовательно, бросается в глаза.
На передачу пространства оказывает влияние еще один фактор, о котором я хочу рассказать, это, пожалуй, самый известный, даже опорный постулат из гештальт-психологии, - это феномен «фигура-фон».
Белая или светлая форма (но может быть и контрастная, например красная на зеленом или яркая на сером) обычно воспринимается расположенной спереди, она выдвигается из пестрой среды, движется на зрителя.
Для примера я изменила - инверсировала картинку и сделала камни темными, эффект вы видите – светлый фон выпятился, а камни провалились, стали похожи на дыры. Изменилось и впечатление от пейзажа, глубокий и логичный прежде, сейчас он стал диссонирующим и неудобным для прочтения. Еще цитата из Арнхейма: «Тот факт, что выпуклость способствует восприятию фигуры, а вогнутость содействует восприятию фона, имеет практический интерес для художников. Оба изображения на рисунке внизу. Окружены пространством и поэтому, по всей вероятности, должны одинаково выступать фигурами. Однако первое (а) выглядит отверстием в плоскости, а не фигурой (как на рисунке b).
Примеры из нашей темы.
Фон на этой картинке воспринимается нами как даль (просвет), несмотря на то, что он светлый, на картинке внизу фон хоть он и темный, выглядит как объект.
Этому поспособствовала форма, которую принял фон (имею в виду, просвечивающийся задник). В первом случае она вогнутая, во втором – выпуклая.
Неопределенные соотношения «фигура-фон», слишком сложные или хаотичные силуэты дают нашему мозгу несколько равнозначных возможностей восприятия. Хотя такие композиции имеют право на существование, но им не хватает выразительности.
Передача глубины посредством оверлэппинга (перекрытия).
До тех пор пока контуры пересекаются или касаются друг друга, но ни в коем случае не прерывают друг друга, пространственный эффект остается слабым. Объект, имеющий непрерывный, сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого.
Ведь наше сознание достраивает не только форму, но и пространство, глубину. Если один предмет перекрывает другой, значит между ними есть пространство, есть расстояние.
Примеры этого приема я хочу привести из японской живописи.
Это Хокусаи (Hokusai). Полное имя Katsushika Hokusai (1760-1849), японский художник и гравер по дереву.
Вообще, роль наложения как пространственно-композиционного элемента хорошо известна в японской и китайской пейзажной живописи 19 века. И является ее визитной карточкой.
Соответственное взаимное расположение горных вершин и облаков, дающее нашему мозгу информацию о пространстве, облик горы часто подается как нагромождение горных уступов или слоев в зигзагообразном порядке. Наибольший эффект от оверлэппинга достигается в случае, когда он подкрепляется действительным различием в физическом расстоянии между плоскостями.
Особенно удобно пользоваться таким приемом в мини-аквариумах. Так как расстояние там невелики, те сложно пользоваться другими средствами создания объема.
Факторов, которые способствовали бы ощущению глубины довольно много, и все они отличаются друг от друга. Но что является общим для всех них?
Трехмерное пространство всегда создается перцептивными градиентами.
Что представляют собой эти градиенты? И почему именно они создают пространство?
Градиент - постепенное увеличение или уменьшение некоторых перцептивных свойств предметов в пространстве.
Например, эта работа содержит градиент размера. Коряги-деревья постепенно уменьшаются от одного к другому, если бы еще уменьшались и интервалы между ними, безусловно, был бы достигнут более строгий и совершенный эффект глубины.
Особенно наглядно эффект глубины проявляется в случае с цветом, яркостью и освещенностью.
Так называемая воздушная перспектива, впервые описанная Леонардо да Винчи, образует градиент цвета, делая объекты более тусклыми и размытыми с увеличением расстояния до них от наблюдателя. Однако воздушная перспектива является эффективной не потому, что она естественна, а потому, что она образует перцептивный градиент. Другими словами, мы знаем это, это подтверждается нашим жизненным опытом. Здесь камень, создающий нам иллюзию глубины, демонстрирует умелое использование воздушной перспективы для передачи пространства пейзажа.
Так, при создании водного пейзажа мы лишены возможности использовать геометрические формы, наиболее выразительно передающие глубину и перспективу (потому как в этом случае мы можем наблюдать искажения граней и линий), соответственно, мы должны максимально использовать тот арсенал средств, который у нас остается: перекрытие (оверлэппинг), воздушную перспективу, тональную, цветовую, линейную, центральную.
Но, конечно, же, мы не должны забывать о разделении на планы: ближний, средний и дальний. Это самый действенный способ передать пространство.
Так называемые сильные линии имеют большое значение для лучшей читаемости всей композиции. Горизонтали подчеркивают стабильность, уравновешенность композиции, вертикали придают композиции статичность, а вот диагонали - это динамика. Да, диагональ — самая «сильная», динамичная, «движущая» линия.
Для европейской традиции, направление из нижнего левого угла верх и вправо соответствует подъему, росту, восхождению (это вдобавок соответствует естественному движению взгляда, помним, куда сначала смотрит глаз и куда потом он интуитивно движется).
Обратный наклон - из верхнего левого угла в нижний правый, напротив, создает настроение спада, ослабления.
Важно отметить, что линия не должна буквально являться физической диагональю аквариума и идти точно из угла в угол. Напротив, она не должна проходить через углы.
Сильные линии как бы ведут внимание зрителя от одного предмета к другому. Вообще же, хочется отметить, что треугольник - самая «сильная» фигура и самая динамичная (помним, что силуэты классических амановских аквариумов составляют различные треугольники их сочетания: V-образная композиция, треугольная, остров). Опять же, это будет, скорее всего, не явно прочерченная геометрическая фигура, а форма, которая мысленно строится по объектам изображения.
Но…тема силуэтов, наиболее часто использующихся при создании композиций Природного аквариума –это совсем другая история. ;) В заключение я хотела бы привести слова моего учителя живописи, который очень часто любил повторять:
«Рисовать нельзя научиться ни в каких университетах, ни на каких курсах повышения квалификации, каждый должен «учиться бриться на своей бороде»», т.е. индивидуально овладевать мастерством, приобретая свой собственный творческий опыт.
Автор: Наталья Романович
комментарии на форуме