Дизайн
Aquascaping Philosophy 101
- Подробности
-
Родительская категория: Статьи
-
Просмотров: 6625
Оригинал статьи: Aquascaping Philosophy 101 Steven Chong (Стивен Чонг)
перевод: Paul Green Предлагаю на обсуждение перевод статьи Стивена Чонга "Aquascaping Philosophy 101". Это мой первый перевод, и хотя я неплохо понимаю английский, одно дело понимать, а другое - переводить. Поэтому будьте снисходительны
Рождение видов искусства Только тысячи лет назад у человека не было почти никакой отдушины в выражении своего творческого потенциала кроме росписи пещер грязью или вырубания картин каменным долотом. Картины смогли стать такими утонченными только благодаря улучшению качества краски и полотна. Сейчас легко забыть, что бумагу и чернила тоже когда-то изобрели. Икебана, японское искусство аранжировки цветовых композиций, стало возможным только после изобретение керамики. Скульптура развивалась бок о бок с совершенствованием стамесок и молотков. Художники в нашем представлении появились только после изобретения холста. Двести лет назад не было профессиональных фотографов, а полвека назад никто не знал о компьютерных графических дизайнерах.
Точно также и акваскейпинг
(англ. aquascaping, в разных источниках используются слова «аквадизайн», «аквапейзаж» - прим. перев.) является одним из вариантов «творческого пути» (Далее в статье я использую выражения «творческий путь» и «вид искусства» взаимозаменяемо – прим. авт.), который стал доступен людям только в связи с техническим прогрессом. Последний дал нам массово производимые стеклянные емкости, мощные системы искусственного освещения, системы подачи CO2 и авиаперевозки, которые позволяют получить доступ к почвам, камням, древесине и живым существам во всем мире. Я полагаю, что в мире аквариумистики найдется немало людей, которые не понимают, что акваскейпинг – не просто другой способ содержания рыб, а новая форма искусства. Думая схожим образом можно было бы утверждать, что икебана не является формой искусства только потому, что раньше горшки использовались для хранения воды, а не для цветов.
Хотя и не все отдельно взятые технологии, которые сделали возможным появления акваскейпинга, являются слишком уж современными, только недавно эти технологии были собраны воедино, чтобы сформировать новый вид искусства. Даже если отдельные техники не являются чем-то очень новым и служат традиционным целям (например, содержание рыб целыми и невредимыми, чтобы можно было насладиться наблюдением за ними), когда они используются для творчества, они приобретают иное назначение. Аквариум может быть использован по своему основному назначению, но может и служить цели акваскейпинга, а цель последнего, как и цель любого другого вида искусства, одна – поиск и создание красоты.
Люди занимаются искусством по ряду причин, но главная из них – создание красоты, и вместе с техническим прогрессом человеку откроются другие пути для достижения этой базовой цели.
Зачем нам нужно столько видов искусства? И, в частности, акваскейпинг? И вправду, может показаться странным, зачем есть столько видов искусства, если многие служат схожим целям. Ландшафтная фотография и пейзаж, обе эти формы существуют для отображения красоты природы, и все-таки люди могут любить сразу несколько видов искусства, а люди искусства ищут все новые и новые формы. Это связано с тем, что у каждой формы есть свои сильные и слабые места, каждая форма требует собственного набора умений и оставляет после себя немного различающиеся чувства. Преимущество фотографии заключается в точной передаче деталей, а преимущество изобразительного искусства – в отсутствии привязки к реальным объектам. Растровая компьютерная графика достаточно детализирована, с помощью ее можно нарисовать все, что ни пожелаешь, но она ограничена в передаче цвета, которые могут отобразить монитор и принтер (не говоря уже о доступной оперативной памяти. smile
Акваскейпинг, как и фотография, имеет ограничения в плане того, что он может передать. В смысле субъекта он даже больше ограничен, чем фотография. Мало того, что он не способен отобразить гигантских роботов, фей и единорогов, он даже не может передать самолеты, улицы или моменты ежедневной городской жизни.
Акваскейпинг ограничивается только природой, но даже здесь, он не способен слишком точно передать реальные места, а только лишь их метафорический образ, то, что возникает в воображении, если вспомнить природу. Таким образом, акваскейпинг – довольно ограниченная форма искусства во многих отношениях.
Имея в виду вышесказанное, точность и гибкость – только два из многих аспектов. Многие люди чувствуют, что картина обладает большим «человеческим аспектом», чем фотография: именно тот факт, что картины имеют изъяны в точности отражения, позволяет им лучше передать человеческие эмоции, мысли и борьбу с ограничениями в нашей жизни. Этот «человеческий аспект» очень важен для нас.
Акваскейпинг, несет больше «живого аспекта», чем живопись, фотография или почти любой другой вид искусства. Этот невероятный «живой аспект» связан с тем простым фактом, что работы акваскейпинга являются живыми. Люди тесно связаны с жизнью и природой, потому что они сами живые и являются частью природы, и они ассоциируют жизнь и природу с красотой. Люди пишут пейзажи из-за любви к этой красоте. Люди придумали аквариумы, потому что они хотели восхищаться живыми существами, которые можно в них содержать. В принципе акваскейпинг использует первоначальную идею аквариумистики в качестве одного из инструментов для усиления одной из его граней – «живого аспекта».
Акваскейпинг – искусство, черпающее свои силы из «живого аспекта» вкупе с его уникальной возможностью метафорического представления, которое являлось первоначальной идеей живописи и ограничения которого происходят не от человека, а от самой природы.
Эти ограничения прежде всего накладывают те живые организмы и объекты, которые можно использовать в аквариуме. Помните, что ограничения – это не всегда плохо: как и в живописи, в акваскейпинге ограничения могут придать силы работам, выделяя и подчеркивая «живой аспект». Соедините эти черты воедино – и вы получите вид искусства, обладающий невероятной глубиной. Будь то маленький настольный аквариум или домашний аквариум г-на Амано, хорошая композиция так «пульсирует» жизнью, что сложно не быть очарованным, сложно отвести глаза от нее. Акваскейпы буквально гипнотизируют.
Пожалуйста, посмотрите на иллюстрацию по этой
ссылке статьи. Это иллюстрация, которую я нарисовал в прошлом году. Я распечатал ее на полотне и вставил в рамку. Я обладаю некоторыми навыками компьютерной графики, поэтому это хорошая работа, и некоторые люди, которые видели эту работу и ей подобные, говорили, что мне стоит заниматься живописью или иллюстрацией профессионально. Однако прошу отметить одну интересную вещь: эта хорошая работа не привлекает абсолютно никакого внимания, когда висит в одной комнате с моим аквариумом.
Мой аквариум и картина находятся у правой стены моей комнаты в общежитии. Я поставил кровать напротив, чтобы люди могли посидеть и расслабиться, когда они посещают меня. Кровать стоит так, что им приходится смотреть на картину и аквариум. Вы думаете, они замечают картину? Вовсе нет, все просто не могут отвести взгляд от аквариума. И картину никогда не замечают, пока я не укажу на нее. Я уверен, что большинство владельцев аквариумов отметили это для себя: когда кто-нибудь заходит в комнату, он видит только аквариум. Словно вся комната крутится вокруг него.
Все это потому, что акваскейпинг, больше чем живопись, фотография, компьютерная графика или почти любой другой вид искусства обладает глубиной. Именно эта глубина, истинная грубая сила, притягательная для глаза, делает акваскейпинг замечательным видом искусства, несмотря на все его ограничения.
Ладно, «живой аспект» - это невероятно, но почему пресноводные аквариумы с растениями?
Я слышал этот вопрос много раз, особенно сравнивая аквариумы с растениями с морскими аквариумами. Когда люди думают о самом «настоящем» аквариуме, они обычно припоминают морской. Буквально на днях моя подруга, которая пришла ко мне посмотреть на мой аквариум, сказала: «О, он пресноводный? Ну ты прям как девочка…»
(В оригинале: “Oh, it is fresh-water? So that means you’re a pansy right?” – прим. перев.) Правда она это сказала перед тем, как мы вошли в комнату…
Морской аквариум на самом деле обладает огромной визуальной притягательностью, так же как и аквариумы с растениями. К тому же морские рыбы зачастую более вычурные и цветастые, чем пресноводные. На это здорово посмотреть, и люди идут в большие океанариумы (с китами, дельфинами и участками биотопов), чтобы посмотреть на эти создания. Однако эта визуальная сила также является и слабостью: все это слишком через край.
Если в аквариуме крылатка, никто не думает: «Вау, какой красивый аквариум!», а думает «Вау, что за замечательная рыбка!». Сила – это хорошо, но нехорошо, когда она затмевает креативный аспект работы. Если убрать этот аспект, то вы уже не на «пути творца».
Возможно еще большей слабостью морских аквариумов, и слабость эта применима и к биотопным акваримам, является то, что возможность метафорического представления, наполовину составляющая акваскейпинг, по существу улетучивается. Люди не видят почти ничего в морских кораллах и рыбках, кроме того, чем они являются: кораллами и рыбками. Эта самая слабость применима и к «растительным» аквариумам с морскими водорослями: люди не думают «гора», они думают «куча водорослей». Без метафорического представления почти полностью теряется креативная сторона, и вы сворачиваете с «пути творца». В общем, вы приходите к тому, с чего мы начали – к традиционной цели аквариумистики – содержанию рыб.
Когда люди ныряют в море, они чувствуют, будто «вошли в другой мир». Даже те, кто много занимались погружениями с маской и трубкой. Я провел детство на Гавайях, но когда я плаваю в море, я чувствую себя «посетителем». Инстинкты не позволяют людям думать о море как о доме. Мы видим море только тем, чем оно является, и это всегда что-то изумительное, но также что-то чужое.
В пресноводных аквариумах обитают покрытосеменные, папоротники, мхи. Эти растения не слишком отличаются от тех, что являются частью нашего земного существования. Когда мы видим пресноводные акваскейпы, мы можем подумать «гора» или «луг», «лес» или «побережье». Эти места взывают к глубоким инстинктам и воспоминаниям, мы можем назвать эти места домом, мечтать жить в них или посещать их. Благодаря этому пресноводные аквариумы с растениями способны к метафорическому представлению и способны направить на «путь творца».
Используя силу и глубину «живого аспекта» в сочетании с «творческим аспектом», который дарит «метафорическое представление», появляется возможность открыть новый «творческий путь» - акваскейпинг.
Обсуждение статьи