Дизайн

Истоки акваскейпинга

Автор: Наталия Романович (nata_boa)

Акваскейпинг – молодое искусство. Его история насчитывает всего два десятилетия. Но являясь наследием и естественным продолжением культуры и традиций создания сада, вооружаясь современными технологиями, он принимает все более завораживающий вид. Акваскейпинг становится модным течением. Как все новое – он интригует, как все, имеющее истоки и проверенные приемы - заставляет себе верить. В результате у Вас дома – микрокосм, бесконечный, таинственный как само Небо, близкий и умиротворяющий как сама Природа. «Японские сады», «бонсай», «театр Кабуки», «искусство росписи ширм», «сад камней» и современный, новый вид искусства «акваскейпинг»…когда человек Западной цивилизации слышит эти слова, в голове рождаются неясные образы, эмоции, часто таинственно окрашенные и иногда с оттенком легкого протеста. Мол, ну, это у них, это чужое, у же нас всюду ширь, просторы …борьба, противостояние – вот это жизнь, вот как она бьет, оглянись вокруг – все видно – вот человек, его нужды, сейчас реку повернем и … Конечно же, я гиперболизирую, но чтобы яснее увидеть суть люди сгущают краски, подчеркивают контраст.
Каждый народ в своем творчестве рассказывает о себе. Человеческая цивилизация как алмаз состоит из граней, отшлифованных веками человеческих исканий. Каждый народ создавал свою грань, пытаясь понять, разгадать и почувствовать свой мир. Египетские пирамиды – словно застывшая формула, греческая статуя – гимн и символ человеческой красоты, русская икона – выражение сложной и трепетной жизни духа, японская живопись, японские сады – синтоический (1*), одухотворенный рассказ о природе, гармонии человека в связи со средой и самим cобой.

_________________________________________________

1*. Генетические корни японского сада с его приемами композиции уходят в тот период истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система "синто" - "путь богов", которая впоследствии определила не только принципы садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма. Истина постигается созерцая.
Места поклонения божествам создавались из предмета и пространства. Предмет - камень, огороженный веревками, пространство, обычно прямоугольное, засыпалось галькой. В этом пространстве «жило» божество. Место поклонения не имело никаких сооружений и отделялось от окружающей природы символически, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает визуальное различие камней, выражающих мужское или женское начало.
_________________________________________________


Когда мы рассматриваем объекты искусства западной цивилизации - древнегреческую скульптуру, римскую архитектуру, картины признанных Мастеров живописи, мы восхищаемся человеческим талантом, вдохновением конкретного автора, его фантазией, усилиями и его работой. Художник японского сада - это соавтор, второй участник творения – Природа. Пользуясь природными материалами – мхами, деревьями, травами как художественными средствами, мастер японского сада стирает грань между собственным творением и истинной Природой. Вот эта нечеткая граница между творчеством художника и творениями Природы и является камнем преткновения для человека западной цивилизации, который пытается воспринять японскую эстетику. Внешне – это и не искусство вовсе, почти все - природная красота, но за каждым садом огромные усилия, кропотливая духовная и физическая работа человека, глубокие размышления, результатом которых стал созданный гармоничный мир.

13-ю веками позже, японская земля, адаптируя традиции древности, рождает новый вид садового искусства. Чуть более 20-ти лет назад японский дизайнер и фотограф Такаси Амано совершил настоящий переворот в аквариумистике, создав направление Nature Aquarium - «природный аквариум»: симбиоз живописного пейзажа и современных технологий – акваскейпинг или аквапейзаж. Пейзаж, созданный при помощи гармонично подобранных водных растений, камней, элементов дерева, пейзаж подводный, естественно, но в тоже время наземный. Этот пейзаж привычен глазу, он рождает воспоминания и он сам как воспоминание, как мечта. В концепции акваскейпинга лежат многие принципы создания наземных садов, но не пышных растительных орнаментов, а выдержанных, четких и одновременно ненавязчивых структурных и цветовых композиций. Но для того, что приблизиться к этим самым структурам и композициям, я предлагаю немного возвратиться назад, к истории японских садов.
Японский сад (2*) возник как ответ, как восхищение красотой Природы, он имеет совершенно особое к ней отношение.

_________________________________________________

2*. Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Структура города совпадала с буддистской символической схемой мироздания - мандалой. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В японских летописях упоминаются и корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками.

_________________________________________________

Художественная культура Япония, пронизанная религиозными верованиями, давала человеку ощущать себя частью Космоса, определяла его место в этом мире, помогала почувствовать свое предназначение. Поэтому идея «покорения» природы, стремление подмять под себя ее законы, даже само словосочетание - противостояние силам природы, были просто невозможны. Чтобы выразить свое понимание окружающего, отобразить образ Мироздания, японские художники использовали материалы самой природы, но делали это в меньшем масштабе. Отбирая, группируя, подчеркивая главное, предоставляли природному материалу жить и раскрывать гармонию большого и великого мира через единичное, через малое. Травы и кустарники превращались в леса, камни и ручьи – в горы и реки. Малый, лаконичный и концентрированный мир, хотя и созданный Природой, но подчеркнутый мыслью человека. И все это на площади многократно меньшей, в несколько десятков квадратных метров. Но и здесь все существует по законам Природы, хотя эстетическая ценность растений, камней, песка и воды в природе японского садового искусства является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют. Основа этого микрокосма - искусство расстановки камней в саду, или сутэ-иси. Камни подбирались по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю. В классическом японском саду выделяется несколько разновидностей камней и из них составляются основная и второстепенные группы. Доминантой композиции считается главный выбранный камень. Обычно - самый большой. С двумя меньшими по размеру он образует своего рода тройственный союз, который символизирует триаду божеств в буддистском храме. Сад, как и холст художника, имеет передний, средний и задний план. Он представлен отдельными композициями, расположенными на разных уровнях. Вертикальные линии композиции отвечают за ее форму и обуславливают глубину, в то время как горизонтальные планы вызывают чувство устойчивости и простора. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Японские мастера наряду с вертикальными осями сознательно использовали движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях. Еще одно правило в саду – это контраст открытых и закрытых пространств. Обычно в создании японского сада предпочтение отдается одноцветности, это способствует восприятию композиции в целом, не отвлекая на отдельные пестрые элементы. Простота, асимметрия и ритм также являются важными моментами при создании сада. Еще одна важная деталь – в композиции обязательно присутствовало пустое пространство – воздух для взгляда, пространство для мысли, отдохновение для души.

Акваскейпинг очень многое перенес в подводный вариант. Те же чистые линии, тоже обязательное присутствие свободного пространства, плановость, лаконичность и естественная пейзажность. Конечно, протяженность и глубина пространства здесь ограничивается объемом аквариума, горизонтальные линии чаще заменяются диагоналями и вертикалями. Аквариум, подобно картине имеет четкие границы, и рассматривается чаще с фронтальной стороны. Найти золотую точку идеального нахождения для «пустого, гипнотизирующего пространства» или «главного» камня можно при помощи классического «золотого сечения» (1, 618 к 1). Это из европейской культуры, скажете Вы, – конечно. Но подобная концепция пришла в Японию из того же Китая. И называлась она «Правило 9-ти прямоугольников». Правило это оказывается удивительное схожим с Золотым Сечением. Используя четыре линии (две вертикальных и две горизонтальных) формируется сетка, точки пересечения линий образуют соотношения получаемых сторон, близкие к математической формуле Золотого сечения: отрезок делится на две части так, что отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. В цифрах это те же 1,618 к 1. Визуальные восприятия объектов, помещенных в этих точках, являются самыми острыми, они привлекают взгляд зрителя.

Кроме правил, заимствованных из традиций японских садов, акваскейпинг – это синтез современных технологий, своеобразный коктейль концепций, природной естественности и научных подходов. Естественно, современное жилище горожанина требует, чтобы элементы дизайна его квартиры, соответствовали ее стилю и были органичным продолжением. Аквариум в стиле аквапейзаж идеально отвечает всем эти требованиям. Он ненавязчив, в отличие от «псевдоморя», не доминирует в интерьере как голландский тип, он создается для хозяина и его семьи, он – отдохновение, место, где приятно думать и мечтать, место, где ты удивляешься совершенству Природы и ее открываешь для себя некоторые ее тайны.



Обсуждение статьи
Ссылки:

Main Page Contacts Search